НАШИ ТЕЛЕФОНЫ:
+375 44 4998122
+375 29 5051299
+375 29 6740164

heading_title

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ РУКОПАШНОГО БОЯ

Основной формой подготовки военнослужащих к рукопаш­ной схватке являются практические занятия.

Каждое занятие командир должен проводить так, чтобы личный состав проникался пониманием необходимости овладе­вать искусством побеждать врага и повышать свою боевую и специальную выучку.

На занятиях необходимо осуществлять постоянный контроль и поддерживать активность и настойчивость обучаемых в изучении приемов и действий, применяемых в рукопашной схватке.

Прохождение учебной программы должно строиться в опре­деленной логической последовательности, предусматривать ре­гулярность и систематичность в совершенствовании навыков владения приемами, что достигается непрерывностью учебно- тренировочного процесса — не менее двух занятий (трениро­вок) в неделю.

В обучении рукопашному бою важное значение имеет прин­цип наглядности, который заключается в четком и образцовом показе руководителем изучаемых приемов и действий. Это тре­бует высокой профессиональной выучки и постоянного совер­шенствования личной подготовки командиров подразделений. Просмотры учебных кинофильмов и диафильмов в часы само­подготовки, умелое использование наглядных пособий и техни­ческих средств обучения повышают эффективность занятий, со­кращают время на овладение приемами, поэтому их необходи­мо постоянно внедрять в учебный процесс.

При обучении руководитель занятия должен учитывать воз­можности обучаемых (год службы, уровень физической подго­товленности и другие особенности). Объем изучаемого матери­ала и физические нагрузки должны быть такими, чтобы обуча­емые могли их освоить и преодолеть в ходе занятия. Обучение необходимо проводить, соблюдая правило: от извеетного к не­известному, от простого к сложному, от легкого к трудному. За­крепление навыков в выполнении изученных приемов, их совер­шенствование на практике достигаются систематическими тре­нировками в других формах физической подготовки — в часы утренней физической зарядки, массовой спортивной работы, по­путной физической тренировки.

Следуя принципу учить войска тому, что необходимо на вой­не, при обучении личного состава различных родов войск и во­инских специальностей необходимо учитывать решаемые ими боевые задачи. Например, разведчиков и десантников необходи­мо в совершенстве обучать специальным приемам и действиям в тылу врага (бесшумному уничтожению часовых, обыску, уме­нию в рукопашной схватке действовать подручными средства­ми). Мотострелки должны мастерски владеть приемами боя ав­томатом, ножом, малой лопатой в окопах, траншеях, в населен­ных пунктах и т. д. Связисты и артиллеристы в первую очередь должны быть обучены умелому ведению рукопашной схватки на боевых позициях. Такой подход к обучению военнослужащих различных воинских специальностей будет способствовать по­вышению их физической и профессиональной боеспособности.

Основным методом обучения рукопашному бою является метод упражнения. В его основе лежит многократное и созна­тельное повторение приемов и действий в разнообразной обста­новке. Словесные методы (объяснение, рассказ) и метод показа ‘(показ и демонстрация техники выполнения приемов) в процес­се обучения рукопашному бою являются вспомогательными и применяются в основном на этапе ознакомления с приемами. При обучении рукопашному бою методом упражнения приме­няются односторонний и двухсторонний групповые способы обу­чения (организации обучаемых).

Односторонний групповой способ обучения (фронтальный) заключается в одновременном обучении всех военнослужащих подразделения одним и тем же приемам под общим руководством командира (руководителя). Для обучения и отработки приемов в этом случае используют специальное оборудование спортгородков и площадок для рукопашного боя: тренировочные мешки, настенные планшеты, чучела и другое оборудование. Выполнение приемов «по воздуху» допустимо в исключительных случаях только на первых занятиях при разу­чивании отдельных приемов.

Односторонний групповой способ обучения применяется для изучения следующих приемов: изготовка к бою, исходные поло­жения, приемы самостраховки, уколы штыком, удары ногой и рукой, ножом, лопатой, а также большинство упражнений под­готовительной части занятия.

При разучивании приемов односторонним групповым спосо­бом применяются следующие основные построения подразделе­ний на учебном месте:

одношереножный разомкнутый (на 2—3 шага) строй;

одношереножный строй по периметру борцовского ковра, опилочной ямы, площадки;

двухшереножный строй, шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6—8 м с интервалом 2—3 шага.

Возможны и другие построения в зависимости от размеров и оборудования учебного места.

Одной из разновидностей одностороннего группового спосо­ба обучения является прием обучения потоком, когда военно­служащие по одному или шеренгами на установленных руково­дителем дистанциях и интервалах выполняют приемы и дейст­вия на специальных тренировочных снарядах, количество ко­торых не позволяет одновременно всем военнослужащим отра­батывать данный прием. Особенно широко поточный способ обучения применяется в процессе тренировки и совершенство­вания приобретенных навыков.

Двухсторонний групповой способ обуче­ния заключается в том, что изучение и тренировка в выпол­нении приемов проводятся во взаимодействии с партнером (в парах). В этом случае подразделения строятся, как правило, в две шеренги лицом друг к другу (по парам), в которых одна шеренга (1-е номера) отрабатывает прием, вторая шеренга (2-е номера) выступает в роли «противника», что позволяет реально изучить структуру и последовательность выполнения приемов. В этом случае руководитель должен четко определить действия партнеров в парах, дозировку силовых и болевых воз­действий, исходное и конечное положения партнеров.

В зависимости от наличия и размеров площадки (учебного места) подразделение можно построить парами по периметру борцовского ковра (опилочной ямы, травянистой площадки) или рассредоточить пары на борцовском ковре с указанием ме­ста каждой паре обучаемых.

Разновидностью двухстороннего группового способа обуче­ния являются учебные схватки, которые проводятся с целью совершенствования изученных приемов в обстановке, прибли­женной к боевой. Учебные схватки вначале проводятся по обу­словленным (заранее определенным заданием руководителя) приемам, когда оба партнера знают, кто, что и как должен вы­полнить в схватке. Когда же атакующий сам выбирает приемы из группы приемов, указанных руководителем, то такая учеб­ная схватка называется полуобусловленной.

После полного усвоения обучаемыми программы на этапе со­вершенствования технических, тактических навыков и морально- волевых качеств могут проводиться необусловленные схватки. В этом случае каждый из партнеров должен действовать по си­туации, создаваемой ходом единоборства с партнером в дозво­ленных рамках, применяя или обозначая приемы и действия, изученные на занятиях. Учебные схватки требуют высокой са­модисциплины обучаемых и контроля со стороны руководителя занятий. Нельзя допускать, чтобы эмоции управляли действия­ми подчиненных. Стихийные, неконтролируемые единоборства приводят к травмам, нарушению техники выполнения приемов й не способствуют совершенствованию навыков ведения руко­пашной схватки.

Поэтому командиру необходимо поддерживать высокую во­инскую дисциплину и организованность на занятиях, четко по­давать команды и распоряжения, добиваться их точного вы­полнение.


  • Strike.by первый airsoft магазин в Беларуси © 2024
  • ИП Крутенёв Сергей Владимирович
    УНП:191510188 Свидетельство о государственной регистрации №191510188

  • Разработка сайта "Webunit"