НАШИ ТЕЛЕФОНЫ:
+375 44 4998122
+375 29 5051299
+375 29 6740164

heading_title

Организация и методика обучения приемам нападения с оружием

Приемы боя автоматом, ножом, малой лопатой разучивают­ся групповым односторонним способом с использованием фа­шин, чучел, мишеней и других обозначенных целей. Обучаемые должны реально видеть цель, занимать по отношению к ней определенную боевую позицию, чувствовать момент укола, уда­ра, тычка. Поэтому выполнение приемов с оружием по воздуху крайне нежелательно. В исключительных ‘ случаях допустимо разучивание структуры приема с имитацией уколов и ударов.
Однако дальнейшее разучивание и тренировка в выполнении приемов с оружием должны обязательно проводиться по обоз­наченным целям специально оборудованных городков или пло­щадок для обучения приемам рукопашного боя (приложение 1).
Организация обучения приемам боя с оружием, последова­тельность разучивания, действия командира в процессе обуче­ния имеют свои особенности, но в целом организация обучения приемам рукопашного боя общая, и она изложена в разделе «Обучение отдельному приему рукопашного боя».

Остановимся на основных вопросах разучивания приемов нападения с оружием.
УКОЛЫ ШТЫКОМ АВТОМАТА
разучиваются в такой по­следовательности:
по разделениям на месте без выпада, с выпадом; в целом на месте без выпада, с выпадом; в движении шагом, бегом, без выпада, с выпадом по оди­ночной цели;
в движении шагом, бегом по группе целей; нанесение уколов после отбива оружия противника; тренировка в нанесении уколов по группе целей с разнооб­разными предварительными действиями по сигналам и коман­дам командира, со сменой направления и скорости движения, с преодолением препятствий, после переползаний и т.
п.

2*

35

Построение обучаемых при разучивании уко­лов— сбоку от линии чучел сменами (шеренгами) в одно-двух- шереножном строю (приложение 1, учебное место 9). Подраз­деление предварительно рассчитывается на смены исходя из на­личия чучел на первой линии мишеней. Смены поочередно вы­
зываются на исходное положение перед линией мишеней (чу­чел). В зависимости от способа нанесения укола (без выпада, с выпадом, с места или в движении) устанавливаются исход­ное положение и порядок действий по установленным коман­дам.

Такое построение и порядок работы позволяют всем обуча­емым видеть показ приемов руководителем и исправление оши­бок в очередной смене (шеренге), а находящиеся в строю ви­дят, как выполняют приемы их сослуживцы, и сравнивают со своими действиями.
Место занятий должно быть специально оборудовано и накануне подготовлено. Для взвода необходимо иметь группу мишеней (чучел) — не менее двух-трех линий по 4—5 чучел в каждой.

Рассмотрим последовательность действий командира — руко­водителя занятий при обучении приемам нападения с оружием на примере разучивания укола с выпадом.
После ознакомления с приемом и определения порядка вы­хода к чучелам и ухода от них командир подает команду «Первая смена, на исходное положение к чучелам шагом — МАРШ». Согласно расчету первая смена (4—6 человек или от­деление) выходит на исходное положение, заранее установлен­ное руководителем занятия или обозначенное указками (флаж­ками).
Командир подает команды: «Выполняем укол штыком с выпадом по разделениям»; «К бою — ГОТОВЬСЬ»; «Нанести укол с выпадом, остаться в положении укола, делай — РАЗ». Исправляя общие ошибки, он указывает на отдельные детали: «Левая рука полностью выпрямлена, ствол автомата является как бы продолжением левой руки, ногу в выпаде ставить с пят­ки на всю ступню, голень перпендикулярна земле». Далее ко­мандир подает следующие команды: «Не меняя положения ног и туловища, движением рук на себя выдернуть штык, делай — ДВА»; «Оттолкнуться впереди стоящей ногой назад и движени­ем автомата вперед принять изготовку к бою, делай — ТРИ».
После каждого счета руководитель уточняет отдельные положе­ния, исправляет допущенные ошибки.
Для ухода от чучел смене подается команда «Обойти чуче­ла слева— ВПЕРЕД». По этой команде смена в положении из­готовки к бою ускоренным шагом обходит чучела слева; прой­дя 5—6 шагов, военнослужащие самостоятельно берут автома­ты в руку (к ноге) и возвращаются на свое место в строю, а очередная смена в это время занимает исходное положение пе­ред чучелами.
Так, каждая смена 2—3 раза выполняет прием по разделениям, а командир, исправляя ошибки, добивается пра­вильного и четкого выполнения приема. Затем действия обуча­емых на первые два счета объединяются и укол выполняется на два счета: на счет «раз» — выполнить укол с выпадом и немед­ленно выдернуть штык, на счет «два» — уйти с выпада и при­нять изготовку к бою. Распоряжения, команды, действия руко­водителя по исправлению ошибок аналогичны начальному разу­чиванию, количество повторений зависит от качества выполне­ния приема (в среднем 2—3 раза).

После того как обучаемые овладеют техникой приема, они продолжают дальнейшее его разучивание выполнением в целом по команде «КОЛИ». Руководитель дает возможность обучае­мым 3—4 раза самостоятельно отработать прием, проанализи­ровать технику выполнения и свои действия.
При выполнении уколов самостоятельно руководитель основ­ное внимание обучаемых обращает на отработку точности, бы­строты и силы уколов.

Усложняя условия выполнения укола и приближая их к реальным, командир продолжает дальнейшее разучивание уко­ла в движении шагом и бегом, по одиночным и групповым чу­челам и т. п.
В этом случае для уплотнения занятия применяется построе­ние развернутым строем по сменам (шеренгам) в 10—12 шагах перед линией чучел. Командир дает распоряжение «В движе­нии шагом нанести укол с выпадом, в положении изготовки к бою обойти мишень слева, пройти 10 шагов, остановиться, взять оружие в руку (к ноге) и повернуться кругом.
Первая смена — ВПЕРЕД». По этой команде очередная смена выхбдит на исходное положение. Первая смена военнослужащих уско­ренным шагом начинает движение к чучелам, за 5—6 шагов до них самостоятельно принимает изготовку к бою, с боевой ди­станции без остановки наносит укол и, продолжая движение, об­ходит чучела. На указанном рубеже обучаемые останавливают­ся и берут оружие в руку (к ноге). Затем следует команда «Вторая смена—ВПЕРЕД» или «ВПЕРЕД».
Командир стоит у линии чучел и делает короткие замечания, устраняет ошибки. Эффективность и плотность занятия тем выше, чем насыщеннее тренировочным оборудованием (чучелами, мишенями) учебный городок, площадка. Если на площадке 2—3 линии по 4—5 чу­чел, то в этом случае обучаемые, получив замечания по техни­ке выполнения на первой линии, пытаются исправить ошибки при уколе следующих чучел. В конце разучивания уколов да­ется задание на самостоятельное выполнение приемов с целью закрепления навыков в их выполнении.

Дальнейшее совершенствование в выполнении уколов реко­мендуется проводить в такой последовательности:
нанесение уколов в движении с постепенным увеличением темпа движения до передвижения бегом;
выполнение уколов потоком с поражением группы чучел; выполнение уколов с чередованием с другими действиями по командам и сигналам, после переползаний, преодоления препятствий и т. п.
Комплексные действия с оружием воспитывают у личного состава способность действовать инициативно, решительно, смело, быстро переключаться с одних действий на другие.
На таких тренировках от руководителя занятий требуются: четкая подача предварительных распоряжений; точное определение на­правления и скорости движения, начального и конечного поло­жения военнослужащих, их действий по установленным сигна­лам; поддержание высокой дисциплины на занятиях.
Приемы и простейшие действия с автоматом необходимо регулярно включать в подготовительную часть занятий по ру­копашному бою с целью доведения навыков в их выполнении до автоматизма.

УДАРЫ АВТОМАТОМ
(прикладом, затыльником, магази­ном, стволом) разучиваются в такой последовательности:
выполнение ударов по обозначенной цели на месте по разде­лениям и в целом;
выполнение ударов в движении;
выполнение ударов после отбива оружия противника влево (вправо, вниз направо);
совершенствование в нанесении ударов по группе целей, в сочетании с отбивами, уколами, после выполнения дополни­тельных действий — перебежек, переползаний, преодоления пре­пятствий и т.
д.
При обучении приемам боя автоматом применяется постро­ение — двухшереножный разомкнутый строй с интервалами 2— 3 шага, шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6—8 шагов, одна из них с тренировочными палками, или сменами (шерен­гами) перед линией чучел для поочередного разучивания уда­ров (приложение 1, учебное место 9).
Проведя ознакомление, командир приступает к разучиванию.
Последовательность действий руководителя занятия на при­мере разучивания удара прикладом.
Командир подает команду «Выполняем удар прикладом в голову по разделениям. К бою-г ГОТОВЬСЬ. Нанести удар и остаться в положении уда­ра, делай — РАЗ». Он проходит вдоль строя, исправляет ошиб­ки, уточняет положение рук, оружия, работу ног и туловища при нанесении удара. «Принять изготовку к бою, делай — ДВА». Можно подать другую команду: «Остаться на ударе, при­кладом (магазином) — БЕЙ». После исправления ошибок из­готовка к бою принимается по команде «ЗАКРОЙСЬ».
По раз­делениям удары выполняются 2—3 раза, затем 4—5 раз в це­лом по команде «Прикладом (магазином) — БЕЙ». После на­несения удара обучаемые немедленно принимают изготовку к бою.
Совершенствование ударов проводится двухсторонним груп­повым способом, когда одна шеренга с тренировочными палка­ми обозначает противника, вторая — наносит удары. Если тренировочных палок недостаточно, то подразделение рас­считывается на смены (шеренги) с интервалами между обучаемыми 3—4 шага.
Одна из смен (шеренг) становится с палками, остальные действуют по командам руководителя так же, как и при отработке уколов — сменами (шеренгами).
Дальнейшее совершенствование ударов продолжается в движе­нии. После того как командир определит исходное положение (стоя, лежа, за укрытием и т. д.), что сделать (какие удары нанести), порядок выполнения (потоком), дистанцию (5—6 ша­гов), конечное положение (изготовка к бою, к стрельбе и т.д.), он подает команду «Взвод потоком, дистанция шесть шагов, первая смена (шеренга) — ВПЕРЕД» (или «Бегом — В П Е- РЕД»).

Одна смена удерживает тренировочные палки большими ша­рами на высоте головы. Остальные смены каждая по 2—4 ра­за в движении по командам .командира наносят удары прикла­дом. Затем разучивание усложняется — тренировочные палки с шарами поднимаются на пути обучаемых неожиданно (упраж­нение повторяется 2—4 раза).
Заканчивается разучивание ударами по группе целей в со­четании с уколами штыком (стволом), преодолением простей­ших препятствий, действиями из-за укрытий, по сигналам и ко­мандам руководителя.

В такой же последовательности разучиваются удары за­тыльником приклада, магазином и стволом.
Укол штыком и удар прикладом (магазином) после отбива оружия противника влево — технически сложный прием. Он ра­зучивается по разделениям в двухшереножном строю двухсто­ронним групповым способом (одна шеренга с тренировочными палками, другая — с автоматами); если тренировочных палок недостаточно, то обучение проводится сменами (шеренгами), интервал между военнослужащими в шеренге 3—4 шага.

По команде командира «К бою—ГОТОВЬСЬ» шеренги (смены) с тренировочными палками (первые номера) и с ав­томатами (вторые номера) принимают боевую стойку напро­тив друг друга. Командир уточняет: «Палки держать слева обе­ими руками сверху, малым шаром вперед». Далее по команде «КОЛИ» первые номера медленно посылают палки в левое плечо вторых номеров с выпадом правой ногой. Вторые номе­ра по команде «Влево — ОТБЕЙ» производят отбив палки вле­во и остаются в положении отбива.
Руководитель исправляет ошибки, делает замечания по технике выполнения. Если обу­чаемые выполняют отбив не резко, не коротким, а ^широким движением ствола влево и теряют равновесие, то командир мо­жет подать команду «Отставить», вернуть обе шеренги в исход­ное положение, указать на недостатки и повторить команду «Влево — ОТБЕЙ». После отбива вторые номера остаются в положении отбива, а первые номера делают шаг левой ногой влево и полуоборотом направо, приставив правую ногу к ле­вой, подставляют большой шар для удара прикладом (магази­ном).

Разучивание удара прикладом (магазином) начинается по команде «Прикладом (магазином) — БЕЙ». Вторые номера наносят удар и остаются на ударе. После уточнения конечного положения удара по команде командира «ЗАКРОЙСЬ» обе смены (шеренги) принимают положение изготовки к бою. При­ем выполняется 2—4 раза, затем его разучивание продолжается выполнением в целом по команде «Влево — ОТБЕЙ, прикла­дом сбоку (магазином) — БЕЙ».
По этой команде первые но­мера обозначают укол тренировочной палкой (малым шаром) и после отбива быстро подставляют для удара большой шар; вторые номера, выполнив отбив влево, наносят удар, затем, приняв изготовку к бою, обходят противника и останавливают­ся на указанном рубеже.
В дальнейшем прием выполняется 2—4 раза в целом в бы­стром темпе. Такая же организация обучения уколу штыком после отбива.

Удары затыльником приклада и стволом применяются ред­ко. Удар затыльником приклада наиболее целесообразно приме­нять после нанесения укола вперед по второму (сзади напада­ющему) противнику, поворотом направо кругом, поднимая ав­томат к левому плечу для замаха и удара (см. описание тех­ники удара).
Удар стволом (штыком) наносится в случаях, когда после отбива оружия противника он приблизился на расстояние, не позволяющее нанести укол.
Противник поражается коротким рубящим ударом ствола (штыка) наотмашь по шее или в лицо.
Совершенствование в выполнении ударов автоматом прово­дится в той же последовательности, как и при обучении уколу в движении.
УДАРЫ НОЖОМ
разучиваются, как правило, в целом, групповым односторонним способом, с использованием чучел, стоек с фашинами и других обозначенных целей. Организация занятия и последовательность разучивания те же, что и при разучивании уколов автоматом.

При разучивании приемов в целом руководитель занятия должен наглядно проводить ознакомление с приемом:, короткая амплитуда замаха (чтобы удар получился неожиданным, в этом случае противнику трудно будет защититься или уйти от удара); резкий и сильный удар (за счет дополнительных уси­лий разворота верхней части туловища плечевого пояса и при­ставного шага); немедленное возвращение после удара в поло­жение боевой стойки (чтобы быть готовым к повторному уда­ру или другим действиям).
Это основные три элемента, на ко­торые руководитель занятия должен обращать внимание на всех этапах обучения ударам ножом.
Не исключено (в зависимости от уровня подготовленности обучаемых) разучивание ударов по разделениям на три или два счета, но в основу разучивания ударов необходимо поло­жить прием целостного разучивания, что позволит сократить время на овладение ударами.
Совершенствование техники нанесения ударов проводится в такой последовательности:
нанесение ударов скачком вперед, в движении шагом и бегом;
нанесение ударов в движении по группе чучел;
нанесение ударов после выполнения дополнительных дейст­вий (переползаний, кувырков) по неожиданно появляющимся целям (тренировочной палке с мягким наконечником или с фа­шиной) и т.
п.
УДАРЫ МАЛОЙ ЛОПАТОЙ.
Несколько обособленно в приемах рукопашного боя стоят действия малой лопатой. В практике обучения личного состава навыки владения малой лопатой прививаются редко. Но учитывая, что приемы рукопаш­ного боя лопатой очень эффективны как в атаке, так и в за­щите, на- занятиях им необходимо уделять должное внимание.
Последовательность разучивания и совершенствования уда­ров малой лопатой в целом та же, что и при обучении ударам ножом, уколам штыком автомата.
Более сложны по технике выполнения удары после отбивов атак противника с оружием. Поэтому остановимся на последовательности разучивания уда­ра лопатой после отбива.
Для разучивания необходимы тренировочные палки с фа­шинными (мягкими) наконечниками (на 50% личного состава). Обучаемые строятся в двухшереножный строй, шеренги лицом друг к другу на расстоянии 5—6 шагов, интервал между воен­нослужащими в шеренгах 3—4 шага.
Одна шеренга (первые номера) — с тренировочными палками, вторая — с малыми ло­патами. Если палок не хватает, необходимо разделить подраз­деление на смены по количеству имеющихся тренировочных палок (см. организацию обучения уколам и ударам автома­том).
Действия руководителя занятий при разучивании. Коман­дир подает команды и распоряжения: «К бою — ГОТОВЬСЬ»; «Прием выполняем по разделениям.
Первым номерам по коман­де «Вниз направо (влево, вправо) — ОТБЕЙ» нанести укол, вторым номерам быстрым полукруговым движением правой ру­ки вниз направо (влево, вправо) отбить оружие противника, де­лай — РАЗ; с шагом левой вперед повернуться направо, зах­ватить левой рукой между рук противника его оружие и, потя­нув оружие на себя, нанести удар (имитировать удар ребром лопаты по шее (голове, лицу), делай — ДВА; принять изготов­ку к бою, делай — ТРИ».
При необходимости после каждого счета руководитель исправляет ошибки, уточняет отдельные положения.
Повторить прием 2—3 раза по разделениям: «Вниз напра­во— ОТБЕЙ, делай — РАЗ; делай — ДВА; делай — ТРИ» и т. д. Выполнить прием в целом в медленном темпе по коман­де «Отбив лопатой вправо, удар справа (сверху) по голове — начи-НАЙ». Первые номера выполняют (имитируют) укол в правую верхнюю часть туловища с выпадом, вторые номера от­бивают палку, захватывают ее левой рукой, тянут на себя и наносят (имитируют) удар справа (сверху) по голове.
Такое упражнение смены (шеренги) могут выполнять у чучел. Пер­вые номера, стоя у чучел с тренировочными палками, наносят укол, вторые номера выполняют отбив палки и удар по чучелу (фашине). Упражнение повторяется 2—3 раза.
В заключение разучивания прием выполняется в парах са­мостоятельно. Военнослужащие с лопатами действуют в зави­симости от направления атак партнеров с палками. При уколе в живот и ниже наиболее эффективен отбив вниз направо с последующим ударом справа (сверху) по голове или тычок в лицо; при уколе в верхнюю часть туловища слева — отбив влево, удар наотмашь слева по шее или голове; при уколе в правую часть — отбив вправо, удар справа или тычок в лицо.
Выполняя прием самостоятельно, обучаемый должен найти наиболее рациональные и удобные для него контрудары после отбива и довести их выполнение до автоматизма.
Дальнейшее совершенствование навыков в нанесении ударов и выполнении приемов защиты лопатой необходимо проводить с постепенным усложнением обстановки аналогично организа­ции тренировок по нанесению уколов автоматом.


  • Strike.by первый airsoft магазин в Беларуси © 2024
  • ИП Крутенёв Сергей Владимирович
    УНП:191510188 Свидетельство о государственной регистрации №191510188

  • Разработка сайта "Webunit"